Читая прессу о Игоре Жуке сразу выделяешь расхожие места- астрофизик, кандидат физ-мат , один из ведущих специалистов в компьютерной графике, художник и весьма модный в начале 80-х, сценарист и вот те на еще и песни пишет. Не будем ошеломлять вас перечнем его достоинств.
Да и там в галактике
чего-то открыл и в многомерной графике что-то придумал, но нам то с этого что.
« Напоите белого коня
чистою водою ключевою
на луга с душистою
травою
выпустите белого коня»
Когда в начале 80-х он
как белая ворона появился в среде бородатых любителей палаток и ледорубов с
этой песней, казалось , что его то с его лирикой эта среда не воспримет. А вот поди ж ты уже через год на
слетах в разных концах бывшей родины
можно было услышать, как распевали
его «Белого коня» и изощрялись
раскладывая на голоса эту потрясающей красоты вещь . Он вошел в авторскую песню
стремительно и уже в середине 80-х стал непременным гостем слетов и фестивалей, а
потом так же быстро и закономерно
перешел в разряд мэтров. И вот
уже добрый десяток лет входит в
состав жюри различных престижных авторских фестивалей . Но не в регалиях и
званиях дело. Сам Игорь относится к этим играм самолюбия более, чем
иронично. Именно он изобрел действенный способ борьбы с преувеличенным чувством собственной значимости.
« Я единственный
художник заслуживший уваженье
и прошедший утверждение
в магистрате городском».
Бывает кого-либо из
очень известных и уважаемых авторов вдруг заносит на почве собственной
роли в жанре и большой популярности . В
этом случае промурлыкаешь ему, великому, только одну строчку из Жука
«я единственный
художник», и как то сразу к человеку возвращается здравомыслие и ирония. Но,
конечно, он, бывающий столь беспощадно
ироничен, все-таки в
первую очередь лирик. Лирик сложный , философичный и далеко не
оптимистичный . Тут уж никуда не денешься.
Он действительно
обладает редкими по сегодняшнему времени знаниями , а,
простите за штамп , знания все-таки преумножают.
« И сколько книг еще писать Луке, Иуде и Матвею,
Коль человеку человек есть друг,
товарищ и палач,
А
над лежащими без сна летают маленькие феи,
И все целуют их в глаза, и пьют отчаянье и плач.»
Есть у Жука довольно
редко встречающаяся в жанре
особенность. В его песнях сочетается стих
драматичный и напряженный с
непривычной для такого уровня стихов мягкой и напевной мелодией. Классический
пример его «Магдaлина» , которая стала Меккой для исполнителей авторской песни. Вот уж редко
можно спеть стихи такого класса и при
этом раскрыться полностью как музыкант.
В бардовскую элиту середины 80-х Игорь вошел,
конечно же, как
русскоязычный автор в каковом качестве его и
знают в основном и в СНГ да и в Америке.
Но уже вначале 90-х он показал
свою первую программу украинских песен.
Это было открытием. До него понятие
украиноязычный бард связывалось скорее всего
с фольклорно –этнографическими песнями.
В появлении на Украине жанра спiваноi поэзii как
явления подлинной культуры , вклад поющего астро-физико компьтерного художника
неоценим.
25 лет назад состоялась
премьера нашумевшего научно популярного
фильма Феликса Соболева « Когда изчезают барьеры» . Феликс был в зените славы .
После выхода знаменитого фильма Денникена «Воспоминание о будущем» жанр науч-поп стал таки действительно поп .
Соболев снял ажиотажный и немыслимый
для советского кино фильм
« Семь шагов за горизонт» . И вот новый еще более сенсационный фильм. На
пресс-конференции после премьеры Соболев просматривал записки . Три из них были
одного содержания « Кто автор песен к фильму».«Вам что понравился фильм или
только песни к нему » съязвил уязвленнный режиссер , но тут же начал
рассказывать какое чудо он откопал и что зовут это чудо Игорь Жук. Вы еще
обязательно услышите о нем сказал тогда Феликс. О нем услышали, но не это
главное.
Его «Белого коня» и
«Магдaлину» , «Пантарей» и «Вальс подметания»
поют на слетах в России и Украине , в Израильской и
Американской глуши, те, кто может и не слышали его имени . Вот это-то стоит дорогого.
Б. Косолапов.