Александр Мирзаян
безусловно является одним из самых лучшиx и
интересных современных бардов. Гитаристы не
верят, что человек, никогда не учившийся музыке,
может так виртуозно играть. Композиторы
восхищаются его гармониями, а безголосые кумиры
публики - удивительной силой и чистотой его
голоса. Любители "чистой поэзии"
преклоняются перед его композициями на стихи
Иосифа Бродского. Для человека, никогда не
проявлявщего ни малейшего желания быть модным у
всеx без выбора, Мирзаян, тем не менее снискал
удивительную популярность в среде настоящих
любителей авторской песни, граничащую со своего
рода культом. Его слово на всесоюзных конкурсах
песни - одно из решающих. За последние несколько
лет, пожалуй, не было еще автора, чей первый
предстоящий приезд в США ожидался бы с большим
нетерпением.
Александр Мирзаян родился в 1945
г. в Баку; вырос в Москве, где и проживает по сей
день. По образованию инженер-физик, долгие годы
работал в Институте Теоретической и
Экспериментальной Физики. Песни пишет с 1966 года
на свои стихи и стихи русских поэтов XX века.
Лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, в
том числе и Грушинского (1977). С 1987 года -
художественный руководитель творческого
объединения профессиональных
авторов-исполнителей "Первый круг", куда
также входят Лорес, Луферов, Кочетков, Капгер и
другие. Заместитель председателя всесоюзного
художественного совета авторской песни;
президент ассоциации российских бардов (АРБа).
Член московского комитета литераторов.
Постоянно участвует в работе жюри различных
фестивалей и слетов. Вышли компакт-диск и
несколько аудиокассет.
Далеко не многим известно, что
Мирзаян, как и Юлий Ким, всегда был близок к
диссидентскому движению, что уже в 70-е годы его
стиxи и песни включались в самиздатовские
сборники, а автор не раз вызывался в КГБ. Мирзаян
первым стал писать и - что было куда опасней -
публично петь песни на стиxи запрещенного Иосифа
Бродского. Он также близко знал А.Галича и
провожал его за "бугор"
Феномен Мирзаяна в том, что он
заставляет публику, привыкшую к китчу и ждущую
развлечений, слушать поэзию. Ему удается то, что
называется проникновением в стиxи, и его песни
дают возможность не только узнать стихи
Бродского, Хармса, Сосноры, Цветаевой, Чуxонцева,
Оскара Уальда, Чезаре Павезе и других отнюдь не
простых для восприятия поэтов, но и по-настоящему
понять их, глубоко прочувствовать. Будь то
однозначно найденная мелодия, живой голос гитары
или неповторимая интонация автора песни - все эти
тропинки ведут нас вглубь звука и смысла,
возбуждают чувство и мысль. Может быть, именно в
этом союзе чувства и мысли, который закреплен
музыкой, словом и интонацией, - главна
особенность песен Мирзаяна. Равным ему в этом -
пожалуй только Сергей Никитин, с которым
Мирзаяна роднит гениальное умение достичь того
таинственного слияния музыки и слов, при котором
музыка уже не только ни соперничает с поэзией, но
и не является более лишь подчиненным ей
средством популяризации стихотворного слова.
Слияние, которое угадывает движени человеческой
души и само способно привести душу в движение.
Xудожественный вкус Мирзаяна
очень высок как в отборе чужиx стиxов, так и в
создании своих собственных, которые выглядят
весьма достойно даже в столь представительном
соседстве. Сам Мирзаян не считает себ
стихотворцем, поэтом в литературном смысле этого
слова. Он пишет текст как и выбирает его - дл
песни. При этом песни Мирзаяна оседают надолго,
хотя их бывает непросто слушать по первому разу
из-за резких вспышек метафор, цепочек ассоциаций
(звенья которых принадлежат самым различным
слоям культуры) и неожиданных отражениях
привычного в зеркалах иронии и самоиронии. Они
актуальны не только своим образным языком,
возбуждающим нашу историческую память и
социальную причастность ко всему, что происходит
вокруг нас. В песнях Мирзаяна упрочен мир тех
чувств, которые необходимы человеку во все
времена, и они несут в себе интеллектуальный и
навственный заряд, который способствует
становлению человеческой души, то есть тому, чего
нам так часто не хватает.
Лишь музыка не держит, что нашла,
Но ей одной дано касаться двери,
К которой так торопится душа,
Где каждому откроется по вере.
Но есть еще одна и немаловажна
грань дарования Мирзаяна: его исполнительское
мастерство. Это виртуозная, выверенная до
деталей, но все-таки взлетающая до вдохновения,
игра на гитаре, которую аккомпаниментом как-то
уже и не назовешь. Это великолепный, глубокий
баритон. Кроме того, у Мирзаяна есть еще и
удивительный природный артистизм. Его
исполнение отличает сильнейшая экспрессивность
и выразительность, от него всегда исходит
высокий энергетический заряд незаурядной
личности. На сцене он обаятелен и открыт, но это
не заигрывание с публикой, а серьезная работа. Он
всегда культурен. Культурные песни дл культурныx
людей ...
Наверно, именно это сочетание
эмоциональности и драматизма с одной стороны, и
культурности с другой делает Мирзаяна
исключительным и уникальным явлением среди
российских бардов.
С приходом перестройки и
всеобщей гласности, а затем и в новой,
пост-советской эпохе, Александр Мирзаян
по-прежнему остаетс верен себе и своему
творческому кредо. Он выдержал испытание
свободой, не поспешил на эстраду или ТВ, следу
своим принципам, что внешние средства в
авторской песне не должны подчинять себе ее
внутреннюю суть (как, к сожалению, зачастую и
происходит сейчас с теми авторами, кто пошел по
пути всеобщей полуляризации своего творчества).
Мирзаян по-прежнему относится к слушателям
серьезно, и не пытается во что бы то ни стало
отвлечь или развлечь их, добиться сегодняшнего
успеха, аплодисментов. Вместо этого он
приглашает в напряженное поле своего творчества
каждого, кто готов разделить это напряжение, и
каждый его концерт - это серьезный диалог со
зрителем. Не понижая планки, Мирзаян так и осталс
"элитарным" автором, в том же смысле, в каком
элитарны Бродский и Ростропович. Он, наверно,
едиственный из мэтров, на чьих концертах
по-прежнему престижно встречаться.
Трудно обьяснить секрет
удивительного воздействия Мирзаяна на
слушателей. Может быть, главная причина кроется в
его гитаре? В том, что при всей экспрессии, ей
удается оставатьс тонкой и интеллигентной? Или в
том, что гитара эта составляет как бы единое
целое с энергией стиха, что не дает возможности
пропустить ни одной поэтической строки? А
неповторима мирзаяновская интонация? Каким
образом она западает в душу настолько, что
отделаться от нег не могут десятки
самодеятельных авторов песни? Может быть, именно
в ней как раз и есть то, что делает высокие
чувства и глубокие мысли доступными дл
восприятия "задерганных" слушателей?
Ответить на эти вопросы невозможно, как
невозможно объяснить большой талант сочетанием
понимания времени, чуткой души и высоким
мастерством, накопленным за тридцать лет.
Мирзаяна надо увидеть, услышать и понять самому.
Попробуйте - не пожалеете!
Юрий Книжник
(с использованием материалов из
статей Виктора Кротова и буклета творческого
объединения "Первый круг")